Как оказать помощь ребенку в усвоении школьных предметов?

Когда ребенок поступает в школу, родители мечтают о том, что их чадо превзойдет всех в знаниях. Но реалии таковы, что школьная программа , гордо именуемая ФГОС, не всегда понятна ребенку. В этом случае следует помочь школьнику в освоении программы. Здесь нужно учесть его интеллектуальный уровень и психологическую готовность к школе. Готовность выражается в умении управлять своим поведением и появлением чувства ответственности. Но управлять своим поведением ребенок может научиться, только если взрослый покажет ему , как нужно делать. Благодаря участию взрослого, школьник проходит 3 этапа ответственности:

На первом этапе он совмещает свою деятельность с деятельностью взрослого, т.е он перенимает опыт;

На втором этапе ребенок уже действует сам, но под контролем взрослого;

И третий этап характеризуется полной самостоятельной деятельностью ребенка.

Как формируется самостоятельность?

Без мотивации самостоятельности добиться сложно, а порой и невозможно: Мотивы для ребенка должны быть реальными и осознанными – например, самое распространенное : получишь пятерку –отпустим в кинотеатр. С повышением возраста меняются и мотивы, они становятся более серьезными и реалистичными. Так, мотивами за хорошие отметки здесь выступают конкретные покупки .

Цель деятельности ребенка должна иметь определенный объем – т.е работа может быть скучной, но обязательной. Но при этом ребенок должен знать, что она должна закончиться каким-то определенным результатом.

Для эффективности итогов труда можно использовать какие-либо средства, позволяющие контролировать школьника без участия взрослого. Например, задать определенное время для выполнения одного домашнего задания. В качестве контролирующего средства подойдет таймер или будильник на телефоне.

Следует отмечать результаты трудовой деятельности ребенка – можно сделать макет или таблицу, и повесить на видное место. Там ребенок с помощью взрослого должен проставлять определенные значки или смайлики – в зависимости от итога работы. Также можно скачать в телефоне специальное приложение, в котором ребенок будет делать отметки. Если итог работы неутешительный, следует обсудить с ребенком причины неудачи – это нужно делать без давления и без отрицательных эмоций, желательно повышая мотивацию при этом.

Любой положительный итог работы должен сопровождаться поощрением – это не результат мотивации, а личная награда от родителей. Поощрением может выступать совместное времяпрепровождение или выражение чувства радости за школьника перед родственниками или друзьями.

Какие ошибки совершают родители, стремясь помочь школьнику?

Начинают опекать ребенка при выполнении домашнего задания – в итоге школьник привыкает к тому, что им руководят;

Родители завышают способности своих детей –они стремятся «вылепить» из них гениев, не понимая при этом, что у каждого ребенка свой уровень восприятия и переработки информации;

Родители заставляют ребенка только учится – личные интересы ребенка их не волнуют: они забывают, что помимо учебы существует спорт, игры и друзья;

Родители переводят лень в модную проблему под названием «стресс» - иногда ребенку просто лень учится;

Иногда родители не очень терпеливы в процессе первого года обучения ребенка – они считают, что он должен быстро всему научиться, особенно если ребенок проходил дошкольную подготовку;

Пытаются сами научить ребенка читать и писать, не придерживаясь методики обучения учителя – это нарушает восприятие и усвоение информации у ребенка, он попросту теряется, не зная, кого слушать;

Родители могут переносить свои неудачи и ошибки, полученные в школе, на детей и требовать их неосознанного исправления – это выражается в выборе школы и программы обучения: например, мама мечтала знать французский язык, но у нее не получилось. Втайне она мечтает о том, что это удастся ее ребенку;

Родители могут подвергать критике действия педагога, иногда даже в присутствии ребенка – следует уметь взаимодействовать с учителем: это поможет обоим участникам педагогического процесса помочь школьнику в усвоении программы;

Родители решают какие-либо организационные вопросы за ребенка – например, школьник вспоминает вечером, что завтра ему нужно унести поделку. Родители сразу же бросаются ее делать: но ребенок должен выполнить ее сам, т.к это научит его правильно распределять свое время;

Родители делают связку «уроки-наказание» - например, за ребенком зашли друзья, но родители его не отпускают, объясняя свой метод, как «сын наказан – он делает уроки». Домашние задания должны приносить радость школьнику, а не выступать способом наказания.

Таким образом, родителям в процессе обучения ребенка в школе, следует четко осознавать свою роль в его успехах и неудачах. Ребенка следует правильно мотивировать и поощрять, чтобы он добился высоких результатов не только в школе , но и в жизни.
Made on
Tilda