Воспитание чувства ответственности у ребенка 6-10 лет

С раннего возраста каждый ребенок сталкивается с ситуациями, в которых нужно принять решение о том стоит ли делать какое-либо действие. Будь это желание съесть чужую конфету или помочь родителям, или пожаловаться на друга, сбежать с урока, спрятать любимую игрушку сестры и т.п. Взять ответственность за поступок кажется невыполнимой задачей для детей и в большинстве случаев они начинают юлить, выдумывать и обманывать взрослых. Главная задача родителей, воспитателей, учителей показать, что каждый человек, даже совсем маленький должен отвечать за свои действия.

Начало формирования прав и обязанностей ребенка происходит в среднем дошкольном возрасте примерно с 4 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей. В этот период ответственность ненавязчивая, то есть это поощрение за честность и самостоятельность, справедливость и выдержку, а невыполнение различных правил строго не оцениваются, ожидая смены поведения. Сейчас педагог лишь намекает о чувстве ответственности, обращаясь к литературе или выделяя ситуации, в которых человек самостоятельно отвечает за свой поступок. Родители же расширяют круг доверия к ребенку, который ответственно подходит к своим поступкам, говорят о том, что гордятся им.

Каждый ребенок должен постепенно привыкать, что не все действия и поступки соответствуют тому, что он хотел бы сделать, а есть и разделения на действия необходимые, и желаемые. Так при поступлении в первый класс ученик сталкивается с определенными правилами поведения, которых не было ранее (каждый день ходить в школу, выполнять домашние задания вместо прогулок с друзьями, необходимость слушать учителя, не баловаться на уроках, выполнять инструкции и т.п.). Некоторые дети, воспитанные со знанием правил и ответственности за поведения, не испытывают проблем при поступлении в школу, их обязанности просто увеличиваются и они это понимают. Иногда же ребенку не справится без помощи педагога или родителей, которые обязаны объяснить ему, что появившиеся обязанности у него как у школьника, говорят о нем как о повзрослевшем человеке. А за их выполнение и достойный результат у него появятся новые права и привилегии.

Очень часто школьники игнорируют задания учителя, отмечая, что им не хочется это делать. Некоторые первоклашки не соблюдают элементарные правила поведения на уроке (ходят во время урока, поют песни, разговаривают) искренне не понимая, что не так. «Раньше делал, как хотел, а сейчас почему нельзя» - удивляется малыш. Задача учителя в данном случае постепенно показать, на примере других учеников, что выполняя обычные действия, возрастает уважение и доверие к ученику. Например, прилежным ребятам разрешено дежурить, раздавать тетради, вытирать с доски мел, идти первым в строю и т.п. Родителям же дома, видя стремление своего чада к самостоятельному выполнению домашнего задания, подготовке школьной формы, портфеля очень важно отметить этот факт и показать, как они гордятся и радуются успехами своего взрослого ученика.

Еще одним пунктом в воспитании ответственности являются действия в признании своей вины. За любой проступок необходимо наказать, но за признание вины ребенок обязательно должен быть отмечен. Необходимо внушить школьнику не только не совершать неверных действий, но и отметить силу его воли, которая проявляется в том, что он рассказал о своей вине. Маленькому ребенку очень сложно признаться в проступке, но если все же он решился это сделать, это является одной из ступеней формировании чувства ответственности человека.

Сталкиваясь со школьными проблемами в начальных классах, не все дети могут решить их самостоятельно, и им нужна помощь. Необходимо не решить проблему за детей, а направить их в том направлении, где это решение они найдут самостоятельно. Именно так и будет формироваться ответственность и самостоятельность маленького человека.
Made on
Tilda