Особенности мотивационной сферы младшего школьника

Одним из показателей готовности ребенка к школе является его стремление к обучению. Данную сферу человека образует совокупность условий, связанных с удовлетворением потребностей. Исследования психологов свидетельствуют о том, что, в начальной школе формируется иерархия, соподчинение условий: те мотивы, которые наиболее значимы для маленького человека, подчиняют себе все остальные. Но, возникает вопрос, какой же вид мотивации должен быть ведущим, чтобы младший школьник мог хорошо учиться?

В психологии выделяются 5 видов мотивации обучения в школе:

1. Учебно-познавательный. Представленное условие характеризуется стремлением маленького человека узнавать новое. Именно данный вид мотивации является основополагающим для развития интеллекта младшего школьника.

2. Социальные мотивы. К ним относится потребность во взаимодействии со сверстниками, а также стремление быть полезным обществу. Это очень значимое условие, особенно для активных, общительных, коммуникабельных детей – экстравертов.

3. Позиционный. Данный вид побуждения пересекается и вытекает из предыдущего. В основе позиционного мотива лежит желание ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими, как правило, социально одобряемое.

4. Мотив получения высокой оценки. В начальных классах дети еще не сопоставляют качество отметки с качеством результатов своего обучения. Для учеников младшей школы важна не сама отметка, а то, как они сделали задание, на сколько старались при его выполнении. Именно это формирует значительный уровень мотивации учения школьника. При этом оценочная мотивация возникает достаточно быстро вследствие того, что первоклассник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и одноклассники, и родители.

5. Игровой. Безусловно, игровая деятельность в школьном возрасте отходит на второй план, но для учеников, обучающихся в начальных классах, характерна высокая работоспособность, если материал преподносится учителем в игровой форме.

Кроме вышеуказанных условий, для детей младшего школьного возраста можно отметить и другие: мотив достижения успехов, избегания неудачи, компенсаторный мотив.

По исследованиям психологов, учебно – познавательный мотив у детей даже завершающих обучение в начальной школе, может находиться на среднем уровне, а то и ниже среднего. Однако, именно он формирует потребность в познавательной активности и овладении знаниями, умениями и навыками.

Чтобы сформировать именно данный вид мотивации, родителям необходимо серьезно подойти к этому вопросу. Так, важно дать своему чаду достаточную самостоятельность, чтобы он пробовал не только сам ставить перед собой различные задачи, но и пытался их решить. Также дайте понять младшему школьнику, что интересуетесь не только оценками, а именно его жизнью вне дома. Существенную роль играет развитие волевых качеств. Целеустремленность и настойчивость – необходимые условия в познании. Ну, и, безусловно, еще один значимый момент: похвала и поддержка. Пусть сын или дочка знает, что, не смотря ни на что, мама и папа его всегда поддержат.
Made on
Tilda